Наталья Щербина: Местное самоуправление – ключевое звено всей системы публичной власти
В России 21 апреля отмечают День местного самоуправления. Накануне праздника, о перспективах развития местного самоуправления в Забайкалье, о том, что удалось достичь и с какими проблемами сталкиваются муниципалитеты, в интервью газете «Азия-экспресс» рассказала заместитель председателя Правительства Забайкальского края – министр развития гражданского общества, муниципальных образований и молодежной политики Забайкальского края Наталья Щербина.
- Наталья Александровна, какие основные тенденции сейчас наблюдаются в системе местного самоуправлении?
- Местное самоуправление – это ключевое звено всей системы публичной власти, это тот уровень власти, который ближе всего находится к людям. Куда люди в первую очередь обращаются за решением своих проблем. Из этого и вытекает главная функция местного самоуправления – обеспечение ключевых, жизненно важных потребностей граждан. И значит, без эффективной работы этого института невозможно обеспечить достойное качество жизни людей. Местное самоуправление – первый уровень власти, по работе которого люди судят о власти в целом. И от работы муниципалитетов напрямую зависит состояние политической стабильности в стране. Местное самоуправление – институт, способный оказать ключевое влияние на развитие гражданского общества и социальной активности граждан. Именно на местном уровне проще всего проявить себя людям инициативным. По сути своей, местное самоуправление обеспечивает наилучшие условия для включения граждан в общественную деятельность и решение местных вопросов.
- Какие формы участия самих жителей в развитии своих поселений сегодня наиболее эффективные и востребованные?
- Еще несколько лет назад можно было констатировать тот факт, что население было весьма отстранено от решения вопросов местного значения. Существовало мнение о том, что под местным самоуправлением следует понимать исключительно деятельность самих органов местного самоуправления. Однако законодательство трактует самоуправление в первую очередь как собственную деятельность населения муниципального образования по реализации вопросов жизнедеятельности.
Поэтому Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены конкретные формы и способы непосредственного участия населения.
Убеждена, что среди давно используемых на местах и неоднократно доказавших свою эффективность форм непосредственной деятельности граждан по решению вопросов местного значения следует назвать – территориальное общественное самоуправление (ТОС).
- И как развито движение ТОС на территории Забайкальского края?
- Территориальное общественное самоуправление – это самоорганизация граждан по месту их жительства (на части территории муниципального образования) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОСы создаются неравнодушными жителями, вовлеченными в работу по благоустройству, проведению культурных, массовых и иных мероприятий, в границах территорий проживания.
ТОСы, образованные в Забайкальском крае, на практике показали, что это реально действующий механизм формирования культуры гражданского общества, связанный с осознанным отношением к месту своего проживания и ответственностью за его развитие.
В настоящее время на территории Забайкальского края осуществляют деятельность 377 ТОСов в 124 муниципальных образованиях края (еще год назад функционировало 316 ТОСов в 112 муниципальных образованиях).
Наибольшее количество ТОСов созданы и активно работают в поселениях Агинского Бурятского округа – 156 ТОСов или 41% от их общего количества.
В целом, в движение ТОС вовлечено более 25 тыс. забайкальцев.
ТОСы осуществляют деятельность по благоустройству территорий, санитарной очистке, экологической безопасности; патриотическому воспитанию молодежи; формированию здорового образа жизни и повышению качества жизни населения; сохранению исторического и культурного наследия.
Деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, а также за счет средств конкурсов и грантов из регионального бюджета.
- Какие меры поддержки ТОС существуют на краевом уровне?
- На краевом уровне реализуется проект государственной поддержки деятельности ТОСов – конкурс проектов развития территориального общественного самоуправления «Решаем сами». Победителям конкурса предоставляется денежная премия (до 300 тыс. рублей) на реализацию заявленного проекта.
Для проведения конкурса задействована интернет-платформа Фонда президентских грантов (https://забайкалье.мояроссия.рф), через которую осуществляется подача заявок ТОСов на участие в конкурсе. Прием заявок осуществляется по 5-ти номинациям, охватывающим деятельность ТОС:
1.«Цветущее Забайкалье» (благоустройство территории, охрана окружающей среды, экологическая культура и безопасность);
2.«Территория здоровья» (формирование здорового образа жизни
и повышение качества жизни населения, развитие физической культуры
и спорта);
3.«Россия – Родина моя!» (патриотическое воспитание и работа
с молодежью, поддержка молодежных проектов);
4.«Малая Родина» (сохранение исторического и культурного наследия, развитие въездного туризма, поддержка проектов в области культуры и искусства, сохранение исторической памяти);
5.«Безопасность – это важно!» (противопожарная защита).
Для сведения, в текущем 2024 году поддержано 34 проекта ТОС на сумму более 8,0 млн рублей.
- Как осуществляется взаимодействие органов власти с ТОСами?
- С 2023 года проводятся краевые Форумы территориального общественного самоуправления. 28 сентября 2023 года в поселке Агинское состоялся первый краевой Форум.
На Форуме обсуждались успешные практики деятельности, меры поддержки движения ТОС на территории России, ДФО, края. Обмен опытом очень важен для развития движения ТОС.
В работе Форума приняли участие 105 ТОСов края, представители Университета ТОС (г. Москва), Ресурсного центра поддержки ТОС Республики Бурятия, Фонда развития и Ресурсного центра поддержки НКО Забайкальского края, а также сотрудники исполнительных органов и органов местного самоуправления региона. Количество участников Форума составило более 250 человек.
По результатам Форума выработан механизм мотивации создания новых и развития действующих ТОС на территории Забайкальского края.
В августе 2024 года в городе Чите состоится второй краевой Форум ТОС Забайкальского края.
- В последнее время в России наблюдается тенденция укрупнения муниципальных образований. Какое количество муниципальных округов на сегодняшний день образовано в Забайкальском крае?
- С 2020 года в Забайкальском крае ведется работа по объединению поселений, входящих в состав муниципальных районов, в муниципальные округа. В настоящее время в Забайкальском крае образовано 15 муниципальных округов:
- Приаргунский муниципальный округ;
- Каларский муниципальный округ;
- Нерчинско-Заводский муниципальный округ;
- Александрово-Заводский муниципальный округ;
- Акшинский муниципальный округ;
- Тунгокоченский муниципальный округ;
- Ононский муниципальный округ;
- Могочинский муниципальный округ;
- Калганский муниципальный округ;
- Газимуро-Заводский муниципальный округ;
- Краснокаменский муниципальный округ;
- Петровск-Забайкальский муниципальный округ;
- Шелопугинский муниципальный округ;
- Забайкальский муниципальный округ;
- Балейский муниципальный округ.
В апреле текущего года данный перечень дополнит Улетовский муниципальный округ, и округов станет – 16.
- По Вашему мнению, в чем эффективность создания муниципальных округов? Что меняется для жителей при преобразовании районов в округа?
- Создание муниципальных округов – это изменение территориальной организации местного самоуправления, при которой устанавливается одноуровневая система управления территорией. Поселения утрачивают статус отдельных самостоятельных муниципальных образований. Указанная модель управления существовала до вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Муниципальные округа создаются для повышения качества выполнения полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Это достигается созданием единых органов управления, консолидацией финансовых и трудовых ресурсов, экономией денежных средств на проведение муниципальных выборов.
В настоящее время очень много проблем, связанных с определением, к какому уровню относится то или иное полномочие, поскольку нередко идут споры между районной властью и поселенческой: кто и как решает вопросы местного значения.
Ситуация усугубляется тем, что каждый год муниципальные районы передают часть полномочий на поселение, а поселение — в район, в этом случае всем сложно — и органам власти, и, в первую очередь, гражданам — понять, кто решает тот или иной вопрос в конкретном муниципальном районе.
В муниципальных округах исключается разделение ответственности между органами управления муниципального района и поселений по решению вопросов местного значения.
Избирается один глава, один представительный орган, которые осуществляют свои полномочия по исполнению всех вопросов местного значения на всей территории округа.
В целях доступности органов местного самоуправления для населения на территориях бывших поселений остаются администрации поселений, которые входят в структуру единой окружной администрации.
Создание округа не влечет за собой изменения статуса населенных пунктов, а также изменения или прекращения предоставления мер социальной поддержки.
Вместе с тем, объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, в муниципальный округ осуществляется с согласия населения, выраженного депутатами соответствующих поселений и муниципального района.
- Преобразования муниципальных районов в муниципальные округа продолжится?
- В Забайкальском крае создание округов осуществляется исключительно по инициативе органов местного самоуправления. В настоящее время сложно сказать, сколько таких инициатив будет в 2024 году. Но мы готовы оказать всю необходимую консультативную и методическую помощь органам местного самоуправления.
- В марте 2024 года Законодательным Собранием Забайкальского края принят закон, изменивший способ избрания главы городского округа «Город Чита» и его место в системе органов местного самоуправления. Чем обусловлены эти изменения?
- Город Чита является единственным муниципальным образованием среди административных центров в субъектах РФ ДФО, где глава муниципального образования возглавляет представительный орган, а администрацией руководит лицо, назначаемое по контракту.
Такой способ формирования органов местного самоуправления имеет ряд недостатков:
- формирование образа «двоевластия», что создает сложности для жителей города и создает негативное мнение о его руководстве;
- порождение большой вероятности возникновения конфликтов между руководителями;
- ограничение возможности привлечения к ответственности главы городского округа.
В связи с этим законом края для городского округа «Город Чита» установлен следующий порядок формирования органов местного самоуправления: глава городского округа избирается представительным органом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Выбор этого способа избрания главы города определен рядом преимуществ:
- на должность главы муниципального образования избирается наиболее подготовленный управленец, так как условиями конкурса предусматриваются квалификационные требования к профессиональному образованию и профессиональным знаниям и навыкам, а также к стажу работы, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования своих полномочий;
- избранный глава по конкурсу возглавляет администрацию, таким образом, в муниципалитете административно-хозяйственные, финансовые и управленческие полномочия сосредоточены «в одних руках». Отсутствует риск «двухглавия». Представительным органом руководит председатель, избираемый из состава депутатов.
- Когда начнет применяться новый способ избрания главы города?
- Закон будет применяться только после истечения срока полномочий действующих органов местного самоуправления – это и Дума, и глава городского округа. Полномочия депутатов будут прекращены в день первого организационного заседания вновь избранного состава Думы. Такое заседание должно состояться не позднее 30 дней с момента избрания, т.е. после единого дня голосования 8 сентября 2024 года. Уже новый состав Думы будет назначать дату проведения конкурса на должность главы города. После избрания депутатами нового главы городского округа полномочия действующего главы будут прекращены.
Конкурс на замещение должности главы города Читы пройдет только после выборов нового состава городской Думы, ориентировочно – октябрь, ноябрь 2024 года. До этого момента будет проведена работа по приведению в соответствие Устава города и других нормативных документов.
- Наталья Александровна, накануне праздника Дня местного самоуправления какие пожелания для жителей края и коллег?
- От имени Губернатора Забайкальского края Александра Михайловича Осипова и от себя лично сердечно поздравляю с Днем местного самоуправления! Сегодня развитие местного самоуправления, повышение его эффективности, ресурсных, кадровых возможностей – наш безусловный приоритет. От этого во многом зависит решение насущных проблем жителей края, их вовлечение в реализацию важных проектов и программ, направленных на обустройство территорий, укрепление ЖКХ, социальной и транспортной инфраструктуры.
Желаю всем плодотворной работы, здоровья и энергии в реализации намеченных планов и, чтобы всегда рядом с вами была надежная, верная команда единомышленников.
Пусть ваша работа делает жизнь людей ярче, а в ваш адрес звучит больше слов благодарности!
Успехов и всего самого доброго.Пресс-служба правительства Забайкалья,
Телефон для СМИ: 8 (3022) 23-37-49, e-mail: pressazk@mail.ru